Причины и симптомы низкого давления (гипотония)

Головная боль, головокружение, снижение остроты зрения, носовые кровотечения, рвота, нарушение сна, кратковременные обмороки — все это может быть признаками повышенного давления у ребенка. Распространенность артериальной гипертензии (АГ) у детей и подростков в настоящее время уступает только астме и ожирению среди хронических заболеваний детства! В ряде исследований говорится о том, что почти каждый 5 ребенок в нашей стране подвержен гипертонии…

Как заподозрить повышенное артериальное давление (АД) у ребенка ? Помимо перечисленных выше, это научиться правильно измерять давление ребенку. Это делается несколько сложнее, чем у взрослого. Конечно же, врач это сделает быстрее и более точно, но в домашних условиях научиться мерить АД тоже можно.

КАК ПРАВИЛЬНО ИЗМЕРЯТЬ АД У РЕБЕНКА?

1. Для начала понять, какое давление будет нормой именно для вашего ребенка. Для этого нужно воспользоваться тремя перцинтильными таблицами (таблицы процентного соотношения разных величин):

  • В таблице 1 находите возраст и рост вашего ребенка (для мальчиков и для девочек — это разные части таблицы) и запоминаете «перцинтиль роста» вашего ребенка (от 5% до 95 %).
  • В таблице 2 (для мальчиков) или в таблице 3 (для девочек) ищете возраст ребенка, соотносите его «перцинтилем роста» и затем находите значение для верхнего (систолического) и нижнего (диастолического) давления. Оптимальное значение будет до 90 %. Выше — это уже выше нормы.

2. Для того чтобы измерить давление, нужен тонометр, но главное, правильная — детская — манжета. Для электронных тонометров бывает только одна детская манжета (диаметр 15-22 см). У механических — диаметр манжеты для детей начинается с 7 см. Размер манжеты соответствует окружности руки в месте ее наложения (измеряется сантиметровой лентой).

3. Провести трехкратное измерение артериального давления на руках с интервалом в 2-3 минуты, высчитать среднестатистическое значение. Сравнить с рекомендуемым.

4. Заведите дневник АД. Если было разовое повышение рекомендуется 2-3 кратное измерение в течение дня в покое сидя, а так же при характерных жалобах (головные боли, носовые кровотечения, головокружения).

image
image
image
image
image

Мнение врача

Низкое давление, или гипотония, может быть вызвано различными факторами, включая генетическую предрасположенность, недостаток железа, недостаток жидкости в организме, стресс, недостаток сна, а также некоторые заболевания. У людей с низким давлением часто наблюдаются симптомы, такие как усталость, головокружение, слабость, повышенная чувствительность к холоду, а иногда даже обмороки. Важно обратиться к врачу для диагностики и определения индивидуального подхода к лечению гипотонии.

Артериальная гипотония у детей и подростков

В этой связи расширение знаний основных этиопатогенетических механизмов, особенностей клинического течения и лечения артериальной гипотонии в детском и подростковом возрасте приобретает особую актуальность. Артериальная гипотония – это симптом, отражающий снижение давления крови в артериальной системе. Среди множества классификаций гипотонических состояний для практической деятельности, в том числе и в педиатрии, используется классификация Н.С. Мол­чанова (1962), где выделяются два варианта гипотонии. 1. Физиологическая гипотония, при которой отсутствуют субъективные жалобы, нет симптомов вегетативной дистонии. К ней относятся: – гипотония как индивидуальный вариант нормы; – гипотония повышенной тренированности (у спортсменов); – адаптивная компенсаторная гипотония жителей высокогорья. 2. Патологическая гипотония (первичная и вторичная). Первичная артериальная гипотония развивается на фоне синдрома вегетативной дистонии (ВД), при котором наблюдается манифестация клинических симптомов, характерных для повышенного парасимпатического тонуса ВНС. Первичная гипотония может иметь нестойкое обратное течение или протекать в виде выраженной стойкой формы (гипотоническая болезнь). При гипотонической болезни наблюдается стойкое снижение АД, сопровождающееся головокружением, головными болями и ортостатической дизрегуляцией. В педиатрической практике этот диагноз не ставится, ибо снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация. Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотония является следствием органической патологии сердечно–сосудистой системы (кардиты, кардиомиопатии, нарушения сердечного ритма); нервной сис­темы (опухоли, гидроцефалия, посткоматозные состояния и др.); эндокринных заболеваний (гипотиреоз, гипофункция коры надпочечников, полинейропатии при сахарном диабете); гематологической патологии (анемии различного генеза); хронической интоксикации, а также результатом применения неадекватных доз лекарственных препаратов (антигипертензивных, отдельных противоаритмических, антидепрессантов, антигистаминных). Очевидно, артериальную гипотонию, представляющую собой одно из проявлений вегетативной дисфункции, целесообразнее относить к вторичной. В настоящее время первичную артериальную гипотонию рассматривают, как мультифакториальное патологическое состояние, в развитии которого принимают участие эндогенные и экзогенные факторы, в большинстве случаев воздействующие комплексно. Основные факторы, предрасполагающие к формированию первичной артериальной гипотонии у детей и подростков приведены на рисунке 1. Механизмы развития артериальной гипотонии сложны и остаются недостаточно изученными. В настоящее время считается доказанным, что при гипотонии наблюдается нарушение механизма ауторегуляции центральной гемодинамики, выражающееся в развитии несоответствия между сердечным выбросом и общим периферическим сопротивлением сосудов (ОПСС) за счет снижения последнего. При этом в процессе течения гипотонии ОПСС продолжает неуклонно снижаться (рис. 2). Существенное значение имеют различные биологически активные соединения, обладающие гипотензивными свойствами (оксид азота, простагландины, таурин, натриуретические пептиды, серотонин, кинины и др.). У детей и подростков наиболее значимым механизмом снижения ОПСС является вегетативный [1–4]. Известно, что одной из важнейших функций ВНС является вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического (СТ) и парасимпатического (ПСТ) отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус. При ВД взаимодействие между двумя отделами ВНС изменено, при этом возможна как однонаправленность СТ–ПСТ активности (фаза компенсации), так и разнонаправленность, раскоординация их активности (фаза декомпенсации). В клинике однонаправленность активности СТ–ПСТ характеризуется весьма умеренными вегетативными проявлениями, сопровождающимися лабильностью сосудистого тонуса. Для разнонаправленной активности СТ–ПСТ свойственна максимальная выраженность, манифестация клинических симптомов, в том числе сосудистых и мышечных дискинезий [5]. Из сказанного следует, что для артериальной гипотонии характерна раскоординация активности двух от­делов ВНС с выраженным преобладанием ПСТ (рис.?3). Подтверждением являются результаты ВНС–спект­рографии [5], а также изменения содержания нейромедиаторов в кровяном русле, выражающиеся в повышении уровня ацетилхолина и снижении концентрации катехоламинов [2,3]. Низкая активность симпато–адре­наловой системы уменьшает тонус прекапилляров–артериол, что является одним из ведущих гемодинамических факторов понижения АД. У детей и подростков, перенесших травму головного мозга, имеющих резидуальные перинатальные изменения ЦНС, хроническое психоэмоциональное напряжение, нередко наблюдается нарушение нейрогенного пути регуляции АД, как следствие потери равновесия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего в коре, в стволовых структурах, в центральных вегетативных центрах с формированием одной из форм невроза. При этом развиваются гемодинамические нарушения, одним из проявлений которых является дисфункция эндотелия с уменьшением ОПСС [1]. Механизм развития артериальной гипотонии при наличии неврогенной и вегетативной дизрегуляции приведен на рисунке 4. Таким образом, развитие артериальной гипотонии у детей и подростков следует рассматривать, как нарушение целого ряда физиологических регуляторных механизмов, ответственных за стабилизацию системного АД. Клинические проявления артериальной гипотонии Основным симптомом артериальной гипотонии является снижение артериального давления. Симпто­ма­тика гипотонии многообразна, лабильна, транзиторна, часто имеет преходящий характер и в це­лом отражает проявления ВД с преобладанием парасимпатических влияний. Диагностически значимые клинические признаки касаются прежде всего изменений со стороны сердечно–сосудистой системы, тонуса гладкой мускулатуры и психоневрологических растройств (табл. 1). К критериям тяжести артериальной гипотонии относятся [2]: • стабильный характер снижения уровня АД; • интенсивные цефалгии; • наличие вегетативных кризов; • ортостатическая дизрегуляция (головокружения) и обмороки; • степень дезадаптации (физической и психоэмоциональной). Обморочные состояния являются наиболее частым симптомом тяжелого течения артериальной гипотонии. Обморок (синкоп) – это внезапная кратковременная потеря сознания с резким снижением мышечного тонуса вследствие преходящего нарушения мозгового кровообращения. Сталкиваясь с обмороком, педиатру в каждом конкретном случае необходимо выяснить его причины, проводя дифференциальную диагностику между обмороком, развившимся на фоне артериальной гипотонии нейровегетативного генеза и соматическими, неврологическими и другими заболеваниями, нередко манифестирующими с обморочных состояний. Так, обмороки могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и других серьезных заболеваний. Основные причины обмороков приведены в таблице 2. Клиническая характеристика обморока приведена в таблице 3. Вегетативные кризы (пароксизмы, синдром панической атаки) при артериальной гипотонии носят, как правило, вагоинсулярный характер. При этом наблюдаются: адинамия, обильная потливость, гипотермия, брадикардия, слабый пульс, падение АД, вплоть до обморока, могут быть боли в животе с тошнотой, рвотой, головная боль, возможен спазм гортани с затруднением дыхания. Следует отметить, что полные классические вегетативные кризы в детском и подростковом возрасте встречаются редко и наблюдаются в 12,7–22 % случаев [5]. Однако абортивные, моносимптомные кризы встречаются довольно часто – более чем у 50% детей с ВД [5]. При гипотонии на фоне ПСТ это может быть внезапное кратковременное ощущение нехватки воздуха, перебоев или замирания сердца, чувство комка в горле и др. Внезапно начавшись на фоне психоэмоционального напряжения, криз также внезапно обрывается. Для лечащего врача важно правильно расценить указанную симптоматику, ибо наличие кризов, даже абортивных, являясь одним из критериев тяжести артериальной гипотонии, требует своевременной адекватной терапевтической коррекции вегетативной дисфункции, профилактирующей их развитие. Диагностика артериальной гипотонии основана на правильном определении уровня АД. Неукосни­тельным правилом является 3–кратное измерение АД с интервалом 3–5 минут. При диагностике используются единые критерии артериальной гипотонии и центильный метод, основанный на распределении показателей АД с учетом возраста, пола и роста ребенка. В практической работе могут быть использованы единые критерии, однако они менее точны, чем центильное распределение АД (табл. 4). При центильном методе за артериальную гипотонию принимают значения АД ниже 10–го центиля. О тенденции к гипотонии можно говорить при значениях АД ниже 25–го центиля. Суточное мониторирование позволяет выявить начальные сдвиги в суточном ритме и величине АД. При оценке временного индекса (времени снижения АД в течение суток) важно знать, что величина показателя, превышающая 25%, свидетельствует о патологии: – при лабильной гипотонии индекс колеблется в диапазоне 25–50%; – при стабильной форме – выше 50% . Для подтверждения нейровегетативного генеза артериальной гипотонии необходимо провести комплексное обследование. План обследования предусматривает: 1. Анализ клинико–анамнестических данных. 2. Сбор генеалогического анамнеза. 3. Оценку уровня физической активности (гиподинамия или чрезмерные физические нагрузки). 4. Анализ частоты и характера психотравмирующих ситуаций. 5. Психологическое тестрование (по показаниям). 6. Клинический и биохимический (глюкоза, электролиты, белки острой фазы, холестерин и другие липидные фракции) анализы крови. 7. Электрокардиографию (в покое и при физической нагрузке). 8. Эхокардиографию (с оценкой внутрисердечной гемодинамики). 9. Электроэнцефалографию (для визуальной оценки изменений биоэлектрической активности мозга). 10. Исследование функционального состояния ВНС (оценка вегетативного тонуса, КИГ, клино–орто­ста­тическая проба). 11. Консультации специалистов с проведением углубленного обследования для исключения симптоматического характера гипотонии – кардиолога, психоневролога, окулиста, эндокринолога (индивидуально, по показаниям). Лечение артериальной гипотонии у детей и подростков Приступать к лечению следует только после установления причины его снижения. Очевидно, что при вторичной гипотонии объектом терапевтического воздействия является основное заболевание, при котором снижение АД является лишь его симптомом. При артериальной гипотонии нейровегетативного генеза (одним из наиболее распространенных вариантов гипотонии у детей и подростков) необходимо не только принимать меры по нормализации АД, но и проводить коррекцию вегетативного дисбаланса. В связи с этим основными направлениями терапии являются: 1. Нивелирование вегетативных нарушений путем воздействия как на высшие вегетативные центры, так и на активность периферических отделов ВНС (парасипатического и симпатикотонического). 2. Устранение или сведение к минимуму негативных воздействий окружающей среды и асоциального поведения подростков (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств). В настоящее время обшепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения артериальной гипотонии. Детям и подросткам, имеющим лабильную артериальную гипотонию, умеренные проявления вегетативной дистонии, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При длительной и стойкой гипотонии и выраженном вегетативном дисбалансе показано сочетание немедикаментозной терапии с назначением медикаментозных препаратов. На современном этапе немедикаментозная терапия представляет собой систематизированный комплекс лечебно–оздоровительных мероприятий, включающий: • различные формы психотерапии, индивидуально подобранные в зависимости от конкретного фонового состояния (аутогенная тренировка; рациональная психотерапия; групповая; семейная; игровая и др.). Это позволяет изменить отношение и повысить толерантность к психоэмоциональным травмирующим факторам – иными словами, скорригировать взаимоотношения пациента с окружающей средой; • нормализацию режима дня, предусматривающую необходимость чередования умственной и физической нагрузок, особенно у подростков; полноценный ночной сон продолжительностью не менее 8–10 часов с возвышенным изголовьем, что стимулирует образование прессорных аминов [2]. Известно, что сон является основным синхронизатором биоритмов в организме, в частности, биоритмов функциональной активности сердечно–сосудистой системы, парасимпатического и симпатического отделов ВНС [8]; • рациональное питание, при котором кратность приема пищи составляет не менее 4–5 раз в день без ограничения соли; достаточный, но не избыточный питьевой режим, ибо при гипотонии повышена гидролабильность тканей; • витаминотерапию, обоснованную дефицитом важнейших микронутриентов в детском и подростковом возрасте, независимо от времени года и характера питания, путем регулярного приема витамино–ми­неральных комплексов. При ваготонии у подростков целесообразно назначение препарата Мульти–табс Актив, содержащего, кроме сбалансированной комбинации 11 витаминов и 8 важнейших минералов, растительный адаптоген – экстракт корня женьшеня. Для энергометаболической коррекции при адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, преодолении стрессов показаны более высокие, но соответствующие возрасту дозы минералов и витаминов. При ваготонии значительно возрастает потребность в витаминах группы В [6], оказывающих в комплексном применении метаболическое, нейротрофическое действие и позитивное влияние на сосудистый гомеостаз; • лечебный массаж шейно–воротниковой зоны, икроножных мышц, кистей рук. Наиболее эффективен массаж при гипотонии, сопровождающейся цефалгией, неприятными ощущениями в области сердца, эмоциональной лабильностью, снижением умственной работоспособности; • водолечение (гидротерапия), хорошо зарекомендовавшее себя в педиатрической практике в виде обливания, обтирания, прохладного душа. В основе действия указанных процедур лежит тонизирующее влияние не только на рецептурный аппарат кожи, сосудистый тонус, но и на иммунную систему. Обливания и обтирания детям следует начинать летом водой с температурой 36–37? с постепенным снижением до комнатной (каждые 3–4 дня на 1?). Эффективны ежеднев­ный, прохладный дождевой душ; подводный душ – массаж (джакузи). Назначение в домашних условиях лечебных ванн с различными растительными добавками тонизирующей направленности (настой белокопытника, березового, смородинового листа; эфирные масла апельсина, базилика, розмарина и др.) требует большой осторожности, ибо несоблюдение рекомендаций по температурному режиму воды (оптимальная t – 36,5–37?) и продолжительности процедуры (7–12 мин.) может привести к пародоксальному эффекту, вплоть до развития синкопального состояния. Необходимо иметь в виду возможность развития аллергической реакции на растительное сырье, ибо известно, что при парасиматикотонии наблюдается склонность к различным аллергическим реакциям. В условиях санаторно–курортного лечения широко применяется бальнеотерапия в виде лечебных ванн с природной минеральной водой; • иглорефлексотерапию, принцип действия которой заключается в нормализации нейровегетативных взаимодействий, улучшении микроциркуляции и, соответственно, восстановлении обеспечения тканей кислородом. В последние годы разработан и внедрен в практику эффективный метод иглорефлексотерапии в виде термопульсации с воздействием на акупунктурные точки инфракрасным излучением; • физиотерапию с применением процедур, обладающих стимулирующим эффектом, приводящим к нормализации сосудистого тонуса. Весьма эффективен электросон с индивидуально подобранной частотой импульсов. Электрофорез по Вермелю на воротниковую зону с растворами кофеина, бромкофеина, мезатона дает положительную динамику при головокружениях, упорной цефалгии, обмороках и ортостатической дизрегуляции [4]; • ароматерапию (лечение ароматами), оказывающую отчетливое влияние на сердечно–сосудистую систему, нервно–психическую сферу и обладающую противовоспалительным, антивирусным и антимикробным эффектами. Ароматические эфирные масла розмарина, мускатного шалфея, апельсина, базилика, аниса, гвоздики, чабреца, оказывая стимулирующее и тонизирующее воздействие на сосудистую стенку, повышают АД, улучшают микроциркуляцию. Корри­гируя активность нервной системы, указанные аромомасла снижают раздражительность, нервное напряжение, устраняют фобии, чувство тревоги, недостаток самообладания, повышают умственную и физическую активность [9]. Применение: – массаж – 3–5 капель масла на 20–30 мл массажного крема или масла; – аромолампа – 1–3 капли на 30 мл теплой воды. При наличии аллергической отягощенности лечение начинать с осторожностью. Медикаментозную терапию следует проводить при отсутствии эффекта от комплекса немедикаментозных мероприятий, дифференцировано в зависимости от клинических проявлений и причинных факторов, вызвавших вегетативную дизрегуляцию с развитием артериальной гипотонии у детей и подростков. Применяются следующие группы лекарственных препаратов: • растительные адаптогены; • холинолитики; • ноотропные препараты; • церебропротекторы; • антиоксиданты; • антидепрессанты и транквилизаторы. В большинстве случаев терапия гипотонии начинается с адаптогенов – средств, стимулирующих ЦНС и активность симпатического отдела ВНС. При наличии заторможенности, апатии, сниженной умственной работоспособности, повышенной сонливости, сопровождающихся головными болями, головокружением, обмороками, детям и подросткам назначают адаптогены растительного происхождения. Обладающие адреномиметическим действием указанные средства способствуют формированию приспособительных реакций путем регуляции равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре и подкорковых вегетативных центрах, активизации функций внутренних органов, повышению сосудистого и мышечного тонуса. К таким растительным средствам относятся: лимонник, аралия, женьшень, левзея, радиола розовая (золотой корень), элеутерококк, заманиха татарник, листья и кора лещины, заячья капуста. Идеальным адаптогеном для детей является корень солодки. Адаптогены назначаются 1 раз в сутки в утренние часы в виде настоев, настоек и отваров. Продол­жительность курса лечения 3 недели. Адаптогены следует назначать с осторожностью при нарушениях сердечного ритма. Для отдельных из них имеются возрастные ограничения и противопоказания: – для женьшеня – повышенная кровоточивость (прием с 12 лет); – для лимонника – повышенное внутричерепное давление, наличие судорожной готовности; – для аралии – гиперкинезы, беспокойный поверхностный сон. Из медикаментозных средств наиболее используемым и эффективным в педиатрической практике является мидодрин – a–адреномиметик [1]. Антихолинергические препараты обладающие одновременно адрено– и холинолитической активностью, назначаются при гипотонии, сопровождающейся раздражительностью, по­верхностным ночным сном, дисфункцией синусового узла нейровегетативного генеза. Ноотропные препараты показаны детям и подросткам с выраженной клиникой вегетативной дистонии. При этом гипотония с ее многообразием симптоматики является лишь составной частью целого комплекса клинических проявлений дистонии. Это наблюдается в тех случаях, когда в анамнезе имелось тяжелое течение перинатальной энцефалопатии и отмечаются резидуально–органические изменения в ЦНС. При­менение ноотропных препаратов патогенетически обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у данного контингента высшие психические сферы (внимание, память, речь, контроль психической деятельности). Кроме того, эти препараты положительно влияют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга [10]. По химической структуре ноотропы – это неоднородная группа препаратов. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя пирацетам, глицин, пиридитол, ГАМК–ергические препараты. Гопантеновая кислота в отличие от других ГАМК–ер­ги­ческих препаратов является естественным медиатором ГАМК в нервной ткани. Благодаря особенностям молекулярного строения гопантеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает воздействие на функциональную активность ЦНС. Препарат обладает наиболее мягким психостимулирующим эффектом в сочетании с умеренным седативным [12]. К преимуществам гопантеновой кислоты при сравнении с другими ноотропами относится ее нейропротекторное и нейротрофическое действие [10,12]. Цереброваскулярные препараты назначаются с целью улучшения мозговой гемодинамики и микроциркуляции у детей и подростков, перенесших травму головного мозга, а также имевших перинатальную патологию с развитием в дальнейшем вегетативной дизрегуляции с яркой и стойкой клинической симптоматикой гипотонии. Среди указанной группы препаратов при гипотонии применяется курсовое лечение циннаризином, винпоцетином. Из препаратов многокомпонентного действия, включающего улучшение мозгового кровотока и нейрометаболический эффект, применяются актовегин и средства растительного происхождения – гинкго–би­ло­ба, оксибрал. Антиоксидантная терапия применяется для снижения интенсификации перекисного окисления липидов, следствием чего является стабилизация клеточных мембран, восстановление их проницаемости и, соответственно, повышение энергообеспечения клеток, нарушенных в условиях вегетативной дизрегуляции. Литературные данные указывают на наличие отчетливой взаимосвязи между вегетативной раскоординацией и дестабилизацией клеточных мембран с развитием энергодефицита клеток и нарушением их функций, особенно в условиях хронической стрессовой реакции [13,14]. В настоящее время имеется большое количество различных лекарственных препаратов, обладающих антиоксидантным действием. К ним относятся средства растительного происхождения, жирорастворимые витамины А, Е; янтарная кислота в комплексе с лимонной, убихинон и др. Антидепрессанты, анксиолитики, большие транквилизаторы в педиатрической практике назначаются строго индивидуально, при этом желательно, чтобы показания к их назначению определял психоневролог с учетом специфики симптомов и необходимости проведения дифференциальной диагностики с нерв­но–психическими растройствами. Подросткам с гипотонией при недостаточной активности, ощущении постоянной усталости, нарушении сна, апатии педиатр может рекомендовать естественный антидепрессант растительного происхождения – зверобой в различных лекарственных формах [15]. Таким образом, только последовательный комплексный, индивидуальный, эпиопатогенетический подход к лечению артериальной гипотонии с ее полисистемной симптоматикой позволит контролировать ее течение, предупредить ее прогрессирование и способствовать отчетливому улучшению качества жизни в детском и подростковом возрасте.

Литература 1. Леонтьева И.В. Лекции по кардиологии детского возраста.–М., 2005. С. 405–503. 2. Леонтьева И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков.// Лекция для врачей.–М., 2002, 62с. 3. Гитун Т.В. Диагностический справочник кардиолога.– М. : АСТ, 2007, С. 316–329. 4. Белозеров Ю.М. и соавт. Нейроциркуляторная дистония.// В кн. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Клиническая кардиология.– М.,2004.– С.170–172. 5. Кушнир С.М., Антонова Л.К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония– Тверь., 2007, 215 с. 6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2–х томах.–М.: Медицина, 1987. – Т.1.– С. 303–337. 7. Коровина Н.А. и соавт. Вегетативная дистония у детей.// Руководство для врачей.–М., 2006, 67 с. 8. Заславская Р.М. Хронотерапия больных гипертонической болезнью. //Medikal Market.–1998. – №29.– С.18–21. 9. Потапенко В.П. Низкое давление. Причины и эффективное лечение. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.– 94с. 10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дифицитом внимания у детей: диагностика и лечение.//РМЖ.– Т.14.–№1, 2006, С. 51–56. 11. Путилина М.В. Современные представления о ноотропных препаратах.// Лечащий врач.– №5, 2006, С. 10–14. 12. Сосина В.Б. Возможности и перспективы применения Пантокальцина а клинической практике.//РМЖ.–Т.14.–№2, 2006, С. 109–111. 13. Курочкин А.А. и соавт. Нейроциркулярная дистония у детей и подростков (обзор литературы и взгляд клиницистов на спорные вопросы терминологии, этиологии, патогенеза, клиники и лечения).// Российский вестник перинатологии и педиатрии.– 1999.– №6.– С. 21–25. 14. Неудахин Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей.// Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».– М., 2002.– С. 207. 15. Окороков А.Н., Базенко Н.П. Нейроциркулярная дистония. –М.: Мед. лит., 2004,– 192 с.

КОГДА ребенку нужно измерять давление?

В соответствии с приказом Министерства Здравоохранения РФ от 03.07.2000 №241 АД должно измеряться в возрасте 3 лет (перед поступлением в ясли-сад, детский сад), за 1 год до школы (в 5-6 лет), непосредственно перед школой (6-7 лет), после окончания 1-го класса (7-8 лет), в возрасте 10, 12, 14-15, 16 и 17 лет.

  • У детей до 1 года чаще всего данная патология связана с сопутствующими заболеваниями — патология почек, эндокринной системы, а так же врождённый порок сердца (коарктация аорты).
  • С года до 6 лет так же в качестве причин лидируют патология почек и эндокринной системы. Такие дети наблюдаются у специалистов и должны дополнительно быть обследованы у кардиолога.
  • С 7 лет выявляются случаи так называемой эссенциальной АГ (первичной, по неустановленным причинам).
  • В период полового развития этот тип гипертензии становится лидирующим.

Опыт других людей

Когда речь заходит о низком давлении, многие люди сталкиваются с подобной проблемой. Они делятся своим опытом и советами о том, как справляться с гипотонией. Некоторые отмечают, что регулярные физические упражнения помогают им поддерживать давление на нормальном уровне. Другие рекомендуют употреблять больше жидкости и соли, чтобы поддерживать уровень жидкости в организме. Также многие отмечают, что регулярный отдых и сон играют важную роль в управлении симптомами низкого давления.

Нормальные значения

Оптимальные показатели зависят от возраста ребенка. У годовалого малыша минимальное значение составляет 90/50 мм ртутного столба. У детей от 2 до 9 лет норма – 100/60, у подростков – 110/70, после 16 лет – 120/70. Иногда значения для каждого возраста вычисляются по формуле 90+(возраст в годах * 2) – систолическое давление; 60+возраст в годах – диастолическое давление.

Все эти цифры достаточно условны. Если показатели незначительно отличаются от нормальных, но ребенок хорошо себя чувствует, бодр и активен, причин для тревоги нет. Гипотензия характерна для жителей высокогорных районов, спортсменов (во время отдыха), она может передаваться по наследству. Уменьшение показателей может быть первичным и вторичным – вследствие какого-то заболевания. Обследование позволит определить причины гипотензии.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПОВЫШЕННОЕ АД ?

Если это обнаружилось на обследовании у врача, то имейте в виду, что у детей есть так называемая гипертензия «белого халата» за счёт эмоциональной лабильности ребенка. Если это оказалось не единичным случаем, то нужно обязательно завести дневник, где записывать показания артериального давления ребенка. Причем, измерять надо в одно и то же время. Так же дополнительно необходимо проведение обследований для оценки поражения других органов (так называемых, органов-мишеней): клинический анализ крови, клинический анализ мочи, биохимический анализ крови с оценкой липидного спектра, электролитов, глюкозы и почечных маркеров, ЭКГ, ЭХОКГ, осмотр глазного дна, УЗИ почек с оценкой сосудов, суточный мониторинг АД.

По результатам обследования назначается лечение с рекомендациями о контроле и образе жизни. Если же коротко, то при повышенном АД у ребенка, ему рекомендовано:

  • в первую очередь нормализация образа жизни,
  • здоровый 8 -10 часовой сон, регулярная -физическая нагрузка в виде прогулок, бега, плавания, катание на коньках, лыжах, велосипеде 30-60 минут в день, ограничение поднятия тяжести (статические нагрузки),
  • ограничение работы за гаджетами до 30-40 минут в день,
  • правильное питание (ограничение поваренной соли, уменьшение лёгких углеводов),
  • нормализация веса при его избытке.

При возникновении гипертонических кризов с ухудшением состояния- вызов скорой помощи, не рекомендуется принимать самостоятельно препараты, если они ранее не были подобраны врачом, неправильный подбор дозировки может ухудшить состояние!

Первичная гипотензия

Если никаких заболеваний не обнаружено, а давление остается стабильно низким, можно говорить о первичной гипотонии. Это функциональное расстройство, которое ребенок «перерастает» со временем.

При первичной гипотонии рекомендуется наблюдение невролога и кардиолога. Часто показатели бывают нестабильными в подростковом возрасте, но затем нормализуются. Улучшить качество жизни помогут такие элементарные меры как продуманный режим отдыха и нагрузок, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия спортом. Фармакологические препараты обычно не назначаются, достаточно изменить образ жизни, чтобы состояние ребенка улучшилось.

ЧЕМ ОПАСНО ПОВЫШЕННОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У РЕБЕНКА ?

У каждого третьего ребенка с данным заболеванием в дальнейшем возможно формирование гипертонической болезни. Повышенное давление сказывается как на общем состоянии ребенка- утомляемость, отставание в умственном и физическом развитие, так и на различных органах, таких как глаза, почки, сердце.

Но, хочется подчеркнуть, что у детей профилактика и лечение более эффективны, чем у взрослых и возможно полное излечение!

Педиатр и детский кардиолог Екатерина Александровна Якунина.

Причины вторичной гипотензии

Значения могут снижаться в результате замедления обмена веществ при некоторых заболеваниях. Рекомендуется проконсультироваться с эндокринологом. Часто гипотензия возникает после черепно-мозговых травм. Своевременное обращение к неврологу позволит избежать осложнений.

Болезни сердечно-сосудистой системы – еще одна распространенная причина. Необходимо сделать кардиограмму, УЗИ сердца, обратиться к кардиологу. Нередко гипотензия развивается на фоне инфекционных заболеваний, интоксикация, аллергических реакций. Если вылечить основное заболевание, то значения нормализуются.

Иногда давление может снижаться на фоне хронической кровопотери. У девочек-подростков это может произойти из-за обильных месячных, в таком случае нужна консультация детского гинеколога. При наличии других симптомов, указывающих на кровопотерю, стоит пройти обследование, чтобы выявить скрытое кровотечение. Могут потребовать консультации гастроэнтеролога и других специалистов.

Симптомы

Если гипотония проявилась у новорожденного, то особых проблем у родителей нет, потому что по его состоянию трудно определить, что есть проблемы со здоровьем. Объясняется это тем, что ребенок много спит, редко плачет, находится в постоянном спокойствии. Детки, у которых наблюдается пониженный мышечный тонус, ножки и ручки могут разгибаться более чем на 180 градусов в суставах. Кроме этого наблюдаются следующие симптомы: задержка темпов моторного развития и нарушение глотания и сосания. Также могут наблюдаться головокружения, обмороки, кровотечения из носа, эмоциональная лабильность, снижение работоспособности, суставные и мышечные боли, внезапные ухудшения самочувствия, головная боль. При несильном повышении давления самочувствие ребенка может быть хорошим. Хотя ребенок может быстро утомляться, раздражаться. Но если давление повышается сильно, ребенок всегда будет чувствовать себя плохо. Среди его жалоб можно отметить следующие: головная боль, головокружение, боли в области сердца, сердцебиение, ухудшение памяти. Если случается гипертонический криз. Могут наблюдаться такие симптомы, как резкая головная боль, тошнота, ухудшение зрения, судороги, нарушение сознания и другие.

Классификация состояний сопровождающихся низким давлением.

  1. Физиологическая гипотония – это низкое давление, которое является вариантом нормы или носит временный характер.
  2. Гипотония как индивидуальный вариант нормы, т. е. особенность данного человека, которая не причиняет ему дискомфорта.
  3. Гипотония повышенной тренированности (у спортсменов).
  4. Гипотония адаптивная (у жителей высокогорья, тропиков и субтропиков).
  5. Патологическая гипотония – заболевание основным проявлением которого является сниженное давление, состояние, требующее диагностики, обязательного лечения и наблюдения.
  6. Нейроциркуляторная гипотония (первичная, являющаяся самостоятельным заболеванием, обусловленная чаще всего нарушением сосудистого тонуса и работы сосудов).
  7. Идиопатическая ортостатическая гипотония. Самостоятельное заболевание, основным признаком которого является падение давления при смене положения тела.
  8. Симптоматическая (вторичная) гипотония:
    • хроническая форма;
    • форма с выраженным ортостатическим синдромом, то есть с выраженным головокружением при смене положения тела.
    • Сниженное давление при заболеваниях нервной системы.

    Частые вопросы

    Какие причины низкого давления (гипотонии) у детей?

    Низкое давление у детей может быть вызвано различными факторами, такими как генетическая предрасположенность, недостаток железа, недостаток питательных веществ, недостаток физической активности или даже стресс.

    Какие симптомы низкого давления (гипотонии) могут проявляться у детей?

    У детей с низким давлением могут наблюдаться такие симптомы, как усталость, слабость, головокружение, бледность кожи, частые головные боли, повышенная чувствительность к холоду, а также проблемы с концентрацией внимания и памятью.

    Полезные советы

    СОВЕТ №1

    Регулярно измеряйте давление у вашего ребенка, особенно если у него есть склонность к низкому давлению. Это поможет своевременно выявить изменения и принять необходимые меры.

    СОВЕТ №2

    Обратите внимание на питание ребенка: убедитесь, что его рацион содержит достаточное количество железа, витаминов и минералов, необходимых для поддержания нормального давления.

    СОВЕТ №3

    Поощряйте ребенка к занятиям спортом и физической активности, так как это способствует укреплению сердечно-сосудистой системы и поддержанию нормального давления.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожие публикации